Владимир Бакаев: «За 20 лет мы создали новый рынок»
Один из самых масштабных инвестиционных проектов в пищевой отрасли этого года — более миллиарда рублей — компания «Главобедсервис» вкладывает в новое производство.
Как удалось справиться с меняющейся экономической обстановкой, какие возможности откроет будущая площадка и почему «Главсуп» покорил сердца потребителей? Эти и другие вопросы «Деловой квартал» задал директору компании Владимиру Бакаеву.
Владимир Васильевич, в этом году компании исполняется 20 лет. Вы это событие, можно сказать, отмечаете инвестициями в новую площадку. Какой следующий этап в развитии она заложит?
— За 20 лет проведена громадная работа: мы создали новую товарную категорию, которой в нашей стране вообще не было. Разработали технологию и начали производить замороженные супы, а следом за ними — вторые блюда.
Можно смело сказать, что мы создали рынок, которого не существовало, воспитали культуру потребления этого продукта. Этот рынок теперь достаточно большой, и, чтобы покрывать его, у нас уже не хватает производственных мощностей. Вот поэтому мы хотим сделать такой производственный прорыв.
С этой целью мы взяли новую производственную площадку, которая позволит нам расти ещё в течение нескольких лет, потому что она заложена с перспективой. Благодаря ей мы не только увеличим в несколько раз объёмы производства, но и решим вопросы расширения ассортимента, совершенствования технологических процессов, максимальной автоматизации и механизации. Это будет современное производство.
Насколько увеличится мощность производства?
— Объёмы вырастут в три раза.
На каком этапе строительство, когда ждать открытия?
— Сейчас полным ходом идут строительно-монтажные работы, уже на 70% мы их закончили. Параллельно происходят закуп и поставка оборудования. Планировалось сделать быстрее, но в связи с геополитическими событиями была нарушена логистика, сроки изготовления оборудования увеличились, потому что оно в основном европейское. В марте 2024 года мы планируем запустить новую площадку.
Экономическая ситуация сейчас действительно непростая. Выросли курс валюты и ключевая ставка, банки, соответственно, подняли процент по кредитным продуктам. Как справились с этими факторами?
— С получением льготных кредитов помогло правительство региона. Очень помог Фонд развития предпринимательства. Мы плотно работаем с центром «Мой бизнес», вошли в федеральную программу, и это позволило нам получить льготный кредит, его предоставил банк ВТБ. Конечно, негативные факторы отразились напрямую, потому что на момент, когда мы планировали и составляли бизнес-план, это были одни экономические условия, курс доллара был совершенно другой. Затраты на закуп оборудования сразу увеличились на десятки миллионов. Но, я думаю, мы эту трудность преодолеем. Пока мы идём в графике и по строительно-монтажным работам, и по закупу оборудования.
Какую сумму инвестиций потребовало новое производство?
— Мы инвестируем около 800 миллионов. Это и кредитные средства, и наши собственные. Общие вложения в площадку составят более одного миллиарда. 800 миллионов — это только первая линия.
Как вообще пришла идея производить замороженные супы?
— У людей становится всё меньше времени на приготовление еды. Если смотреть на развитие нашего предприятия, то мы начали расти прежде всего в городах-миллионниках, жизнь там более динамичная. Люди много работают, очень заняты, но хотят качественно питаться. А мы предоставляем качественный продукт. Что такое наш суп? Взять тот же борщ. Чтобы приготовить его, хозяйке надо потратить достаточно много времени: сначала купить все продукты, потом вымыть овощи, нашинковать их, напарить, нажарить, сварить. Потом всю посуду отмыть и на кухне прибраться. Получится целая кастрюля борща, которым всю неделю она будет кормить своё семейство, а главное — хозяйка потратит драгоценное время.
У нас этот же борщ приготовят высококлассные повара, специалисты своего дела. Это будет суп хорошего качества, лучше, чем рядовая хозяйка сможет приготовить, потому что у нас отработанные рецептуры, надёжные поставщики, высококвалифицированные работники кухни. Всё это позволяет делать достойный продукт. Человек взял, съел и не пожалел.
Наш продукт даёт возможность не есть всю неделю этот борщ и позволяет хозяйке сделать ресторан у себя в морозилке: каждый может взять то, что он хочет, а не есть борщ, потому что ничего другого нет.
Шоковая заморозка — это естественный консервант, добавлять туда ещё какую-то химию смысла нет, срок хранения большой — девять месяцев. Хозяйка убрала в морозилку и может не заботиться о том, что завтра наш продукт испортится. И он готов круглые сутки к употреблению. Захотел есть — достал из морозилки, поставил в микроволновую печь, и через 5 минут у тебя готовый продукт. Съел, и даже посуду не надо мыть. Человек высвобождает себе массу свободного времени, которое может потратить на семью и своё развитие.
Идея, судя по вашим темпам роста, была очень удачной. Вы были первыми, но сейчас уже далеко не единственные на этом рынке.
— До нас этого рынка не существовало. Вторые блюда замораживали, но замороженные супы мы начали производить в России первыми. Лет 15 средние темпы развития у нас были 50% в год, то есть каждые два года мы удваивали объёмы производства. Это бешеные темпы, и мы старались их поддерживать, чтобы наши конкуренты просто не могли к нам подобраться. Но это предсказуемо и понятно, что, как только рынок создан, он становится интересен для многих, и сюда кинулось множество производителей. Если раньше это были единицы, теперь их уже десятки, и, я думаю, в ближайшее время это будут сотни.
Как удаётся отстроиться от конкурентов?
— Первое и самое главное — это качество. Второе — масштаб: мы работаем со всеми крупными ретейлерами: «Магнит», «Пятёрочка», «Ашан», Spar, «Дикси». Это требует, конечно, больших объёмов. В сети может зайти предприятие, у которого есть такие производственные мощности, мощная маркетинговая поддержка и потенциал к наращиванию объема производства, чтобы обеспечивать растущую потребность. Далеко не у каждого это есть. Это первое. Второе: мы отработали за это время рецептуры, технологии, у нас сложился коллектив высококвалифицированных специалистов. Всё это позволяет нам держать прежде всего вкусовые качества продукта.
Потому что можно себя сколько угодно рекламировать, но, если человек взял, попробовал и ему не понравилось, — всё, он и другому скажет: «Ерунда, не бери». Поэтому выигрывает тот, кто даёт лучшее качество.
Вы сейчас являетесь лидерами рынка и представлены в 180 городах России. Есть ли планы выйти на экспорт?
— Конечно, мы не занимались экспортом, потому что раньше не хватало мощностей. Сейчас уже выполнен перевод упаковки на казахский язык, подписан первый экспортный контракт, и буквально через неделю-другую будет отгрузка в Казахстан. И со следующего года с запуском новой линии экспорт станет одним из наших перспективных направлений развития. Мы подготовили соответствующую линейку, не буду раскрывать всех секретов, но эти планы, конечно же, есть. Экспорт также требует определённой подготовки: надо изучить рынок другой страны, условия работы и вкусовые предпочтения. Надо предложить то, что люди там любят и покупают, ведь вкусовые предпочтения, хоть и несильно, но отличаются. Это касается не только экспорта — даже по регионам России наблюдаются разные вкусовые предпочтения.
Оформление вашего продукта отсылает к Советскому Союзу, такое позиционирование наверняка было выбрано неслучайно.
— Эту товарную марку придумал я, она должна была вызывать доверие. Чтобы люди понимали: в «Главобед» заложены стандарты качества, ГОСТы. Ведь в Советском Союзе ГОСТы соблюдались жёстко, за этим следило государство, и оно несло свою долю ответственности, как и мы сейчас. Поэтому пошли по этому пути, создали свои стандарты, чтобы у покупателей было доверие к нам. А также эмоциональный уровень, нотка ностальгии, конечно. Это и по нашему ассортименту прослеживается — в основном всё родное, знакомое и любимое. А главное — вкусное!